Старообрядцы Беларуси

25, Май 2020

СТАРООБРЯДЦЫ В БЕЛАРУСИ

Бывают случаи, когда исследователи безуспешно ищут записи о своих предках в метрических книгах православных церквей, даже не догадываясь, что те были старообрядцами (староверами). О том, откуда они появились в Беларуси, где проживали и чем отличались между собой пойдёт речь в этой статье. Также укажем метрические книги каких старообрядческих церквей можно найти в белорусских архивах.

В середине XVII века в Русской православной церкви произошёл раскол. В России часть православных не приняла нововведения патриарха Никона и в богослужении продолжила держаться старых обрядов. За это старообрядцы (староверы) подверглись гонению и были вынуждены податься в бега.

На белорусских землях старообрядцы начинают селиться с конца XVII века. В ходе войн второй половины XVII – начала XVIII веков восточная часть Речи Посполитой была опустошена, поэтому местные магнаты-землевладельцы дружелюбно принимали новых поселенцев.

Предполагается, что существовало три основных направления переселения староверов на белорусские земли: северное со стороны Новгородских и Псковских земель, северо-восточное со стороны Москвы через Смоленск и юго-восточное со стороны Стародубья и Черниговщины.

Староверы отличались хозяйственностью и трудолюбием. Занимались земледелием, овощеводством и пчеловодством. Не употребляли спиртные напитки. С местными белорусками имели очень ограниченные контакты, евреев же игнорировали полностью.

Старообрядчество не было монолитно по своей сути и состояло из множества течений (согласий, толков), среди которых выделялись поповцы и беспоповцы. Первые из них имели своих священников и весь духовный строй, отличались большей зажиточностью и более дружелюбно относились к государству. Вторые, беспоповцы, отказались от священников, вели более замкнутый образ жизни, а государство рассматривали как порождение антихриста. Беспоповцы в свою очередь делились на множество более мелких течений (направлений): поморцы, федосеевцы, филиповцы и др.

По переписи 1897 года в Витебской губернии старообрядцами указаны 83 тысячи человек (5,6% от общего количества населения), в Виленской губернии – 25,7 тысяч (1,6%), в Могилёвской – 23,3 тысячи (1,4%), в Минской — 15,9 тысяч (0,7%), в Гродненской губернии зафиксированы всего 513 староверов.

Высокая доля староверческого населения была отмечена в Браславском регионе. В конце XVII века на территорию Браславского воеводства начали мигрировать старообрядцы-беспоповцы, которые относились к федосеевскому течению и происходили из Псковских и Новгородских земель. Толчком к этому послужила казнь в 1711 году основателя «федосеевского согласия» Феодосия Васильевича Урусова и ликвидация общины в Ряпине. С 1693 года известна староверская община в Друе. В 1703 году заложена община в Кирилино, в 1745 году в Кубличах.

Центром расселения старообрядцев на юго-востоке Беларуси является Ветка. Ветковская слобода была основана староверами-поповцами в 1685 году на землях Мозырского старосты Кароля Казимира Халецкого. В основном сюда мигрировали староверы из Стародубья (в настоящее время Стародуб Брянской области). Регион богатый на реки, болота и непроходимые леса был местом притяжения беглецов, что поспособствовало появлению в радиусе 20-30 км целого ряда поселений, называемого слободами с населением до 30 тысяч человек.

В 1735 и 1764 году русское правительство по согласованию с польской стороной попыталось силой вернуть старообрядцев на родину, но после так называемой «выгонки» многие ветковские староверы-поповцы вновь ударились в бега и осели в окрестностях Витебска, Полоцка и Лепеля. В Минском воеводстве после выгонки из Ветки они поселились в лесах около Бобруйска, Борисова и Березина. Со временем примкнули к ним федосеевцы и филиповцы, основав в Бобруйском уезде слободу Капустино и две деревни Турки и Салотин. В Салотине осели филиповцы. На Борисовщине федосеевцы осели в деревнях Будише и Бабарика.

На северо-восточных белорусских землях староверы стали появляться с 70-х годов XVII века. Главным образом это были Могилёвское, Витебское и Минское воеводства. Очень много староверов прибыло со Смоленщины, особенно после большого неурожая 1732 года. В XIX веке большие староверческие общины существовали в Сенненском уезде Могилёвской губернии в Островской, Мошканской, Лукомльской, Латыголичской, Лисичинской и Бобрской волостях.

Более подробный список населённых мест в Виленской, Витебской, Минской и Могилёвской губерний, в которых проживали староверы в конце XIX – начале XX представлен в таблице.

Список не окончательный и включает как правило только те населённые пункты, в которых имелись старообрядческие молитвенные дома и церкви.

Ведение метрических книг в старообрядческих общинах.

Закон об обязательном ведении метрических книг для старообрядцев был издан в 1874 г. До 1905 года метрические книги старообрядцев велись полицией. Многие старообрядцы, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными но по своим религиозным убеждениям не исполняли обряды православной церкви, совершали похороны без священника, не крестили новорожденных, от полиции же это скрывалось. С 1905-1906 гг. ведение метрических книг старообрядцев было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников.

В НИАБ (Минск) имеются на хранении метрические книги следующих старообрядческих церквей:

Виленская губ.:
Захаровщинская (д. Захаровщина) старообрядческая
Барсучинская (д. Барсучина) старообрядческая
Буевская (Буевщинская, д. Буевщина) Успенская старообрядческая
Буловишская (д. Буловишки) Покровская старообрядческая
Воронковская (д. Воронка, Ганово, ) Успенская старообрядческая
Германовичская (м. Германовичи) Успенская старообрядческая
Григоровская (д. Григоровичи) старообрядческая
Ерзовщинская (Ерзовская, д. Ерзовка, Ёрзовка) старообрядческая
Кириллинская (д. Кириллино) Троицкая старообрядческая
Матешская (д. Матеши) старообрядческая
Нивникская (д. Нивники) Успенская старообрядческая
Раковцовская (Раковецкая, Раковская, д. Раковцы) старообрядческая
Свирская старообрядческая
Стрипишская старообрядческая
Залесская (с. Залесье) старообрядческая
Ластовичская старообрядческая

Витебская губ.:
Зазерицкая старообрядческая община
Борская старообрядческая

Ковенская губ.:
Видзская (Видзовская, м. Видзы) Успенская старообрядческая
Лавникская (д. Лавники) старообрядческая
Минковичская (д. Минковичи) Покровская старообрядческая
Островишская (д. Островишки) старообрядческая
Римутская (д. Римути) старообрядческая

Минская губ.:
Баратинская (Воротынская) старообрядческая (д. Воротынь)
Дражненская старообрядческая
Борисовская (г. Борисов) Покровская старообрядческая
Калеченское старообрядческое общество

Могилевская губ.:
Белицкое старообрядческое общество
Гомельская Ильинская единоверческая
Гомельская Преображенская старообрядческая
Гомельская старообрядческая Галкиной моленной
Огородне-Гомельская старообрядческая
Песчанская старообрядческая (с. Песчанка)

Большинство метрических книг старообрядческих церквей хранятся в фонде 2937 «Коллекция документов единоверческих и старообрядческих церквей Беларуси» и хронологически относятся к периоду XX века.

В НИАБ (Гродно) имеются на хранении метрические книги за 1920-е – 1930-е годы следующих старообрядческих церквей Ошмянского повета Виленского воеводства:
Гедейковская старообрядческая (д. Гедейки)
Иванишковская старообрядческая (с. Иванишки)
Мостищенская старообрядческая (с.Мостище)
Новослободская старообрядческая (д. Новая Слобода)

Более подробно история старообрядчества в Беларуси рассмотрена в монографии А.А. Горбацкого «Старообрядчество на белорусских землях». С этой научной работой можно ознакомиться по ссылке.

Добавить комментарий

Allowed Tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Top